Если мы прямо сейчас откроем любой сайт по поиску работы, то найдем множество вакансий на позицию UI/UX Designer. Именно так сегодня выглядят стереотипные представления о роли дизайнера в IT. Этот «мастер на все руки» выполняет все задания со словом «дизайн»: от проектирования функциональной логики приложения до рисования иконок. Между тем, UX (User Experience) и UI (User Interface) – это разные направления дизайна, преследующие различные задачи. Разделение на UI и UX не утратило актуальности даже в 2024 году. Давайте разберемся в их различиях.
Что такое UX
Термин «user experience (UX)» ввел в оборот сооснователь Nielsen Norman Group Дональд Норман в 1993 году, во время работы в Apple. Норман применял понятие UX из-за узости терминов «человечный интерфейс» и «юзабилити». Под UX он понимал все аспекты персонального опыта работы человека с системой: продуктовый дизайн, графику, интерфейс, физические взаимодействия и руководство пользователя.
Сейчас UX связывается с любой деятельностью, направленной на улучшение опыта пользователя при использовании продукта или сервиса. UX-дизайнер должен понимать потребности и поведение пользователей сайта, приложения или продукта. Он должен отвечать на ключевые вопросы удобства использования: кто, почему, для чего и каким образом будет использовать продукт.
Ключевые аспекты UX
- Полезность – Прямая ценность, которую продукт несет целевой аудитории.
- Простота овладения – Возможность пользователей самостоятельно разобраться с продуктом.
- Запоминаемость – Способность пользователя легко вернуть навыки использования продукта после перерыва.
- Эффективность – Продукт выполняет свое настоящее назначение.
- Продуктивность – Способность достичь цели с минимальными усилиями.
- Желаемость – Привлекательность продукта среди других.
- Удовольствие от использования – Положительные эмоции при использовании продукта.
Что такое UI
Понятие User Interface (UI) и Graphical User Interface (GUI) относится к визуальному оформлению цифрового продукта. Первый графический пользовательский интерфейс был реализован в компьютере Xerox Alto в 1973 году. Alto подтолкнул Стива Джобса и Билла Гейтса к созданию своих операционных систем.
Отличие UX от UI заключается в том, что UI обычно относится именно к работе над графической составляющей: цветами, шрифтами, иконками, кнопками, анимациями и другими визуальными решениями для взаимодействия человека с машиной. Ключевая задача UI-дизайнера – создать эстетически привлекательный интерфейс.
Ключевые аспекты UI
- Интуитивность и простота – Интерфейс должен быть логичным и понятным пользователю.
- Адаптивность и универсальность – Интерфейс должен быть удобен на всех устройствах.
- Эстетичность – Графический интерфейс должен быть визуально привлекательным и гармоничным.
- Цельность и логичность – Интерфейс должен быть согласованным и последовательным на всех уровнях.
- Сенситивность и обратная связь – Интерфейс должен давать пользователю ощутимый и понятный отклик на его действия.
В чем разница между UX и UI?
Различия в цели
- UX: Определяет потребности и ожидания пользователя, предлагает соответствующий функционал.
- UI: Реализует этот функционал в доступной и технической форме, создает визуальное оформление.
Различия в средствах
- UX: Использует блок-схемы, mind-map и вайрфреймы для проектирования функционала.
- UI: Работает с графическими элементами, шрифтами, цветами, анимациями.
Различия в команде
- UX: Требует участия бизнес-аналитиков, маркетологов, менеджеров наряду с дизайнерами.
- UI: Основная ответственность лежит на графическом дизайнере и продуктовом дизайнере.
Различия в отношении пользователя
- UX: Сфокусирован на исследовании и улучшении взаимодействия пользователя с продуктом.
- UI: Основное внимание уделяется созданию удобных и эстетически приятных интерфейсов.
UI и UX – это важные, но разные аспекты дизайна цифровых продуктов. Задача UX – понять и удовлетворить потребности пользователя. UI отвечает за визуальную составляющую и удобство послепродажного использования. Хотя часто эти два направления рассматриваются как неразрывная пара, важно помнить об их индивидуальных особенностях и задачах, чтобы создать успешный и востребованный продукт.